Главная

 

Портреты по рубрикам

 

Портреты по алфавиту

 

Галерея всех портретов

 

Лидеры продаж

 

Гербы, флаги, гимн РФ

 

Личности и события

 

Как заказать?

 

Прайс

 

 

 

 

Шаляпин Федор Иванович

 


Федор Иванович Шаляпин, выдающийся русский оперный певец, родился 1 (13) февраля 1873 года в семье мелкого чиновника уездной земской управы Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина, выходца из древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Дав сыну начальное образование, отец устраивал его писцом в различные государственные учреждения, однако ни в одном из них Федор не удержался. Карьера чиновника совсем его не привлекала. Обладая прекрасным дискантом, юный Шаляпин был певчим в местной церкви, а позже – в архиерейском хоре в Спасском монастыре.
БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН - МОЛОДЫЕ ГОДЫ
Творческая биография Шаляпина начинается в 1889 году, когда будущий великий певец получил должность статиста в драматической группе В. Б. Серебрякова.
29 марта 1890 года Шаляпин впервые вышел на сцену с партией Зарецкого в опере «Евгений Онегин», которую ставило Казанское общество любителей сценического искусства. До сентября 1890 года Шаляпин был хористом опереточной группы Серебрякова.
Переехав из Казани в Уфу в конце 1890 года, Шаляпин поступает хористом в труппу, которой руководил С.Я. Семенов-Самарский. Творческая биография певца могла бы не сложится, если бы в это время ему не пришлось заменить неожиданно заболевшего солиста и исполнить главную партию в опере Манюшко «Галька». После этого молодому исполнителю стали доверять различные оперные партии. В это время он исполняет партию Фердинандо в «Трубадуре», а так же партию Неизвестного в опере «Аскольдова могила» Верстовского. Ему предложили место в уфимском земстве, однако Шаляпин предпочел присоединиться к малороссийской труппе под руководством Дергача, которая как раз в это время прибыла в Уфу на гастроли. Вместе с этой труппой он посещает Тифлис, где его биография оперного исполнителя испытывает новый качественный виток. Именно здесь у исполнителя появилась возможность заняться профессиональным развитием под руководством учителя пения, в прошлом известного оперного певца Д. А. Усатова. Усатов принял самое живое участие в судьбе Шаляпина, давая ему уроки вокального мастерства, бесплатные, ввиду отсутствия средств у молодого исполнителя. Кроме того, Усатов дал возможность Шаляпину показать себя в роли оперного исполнителя и занять место в Тифлисском оперном театре. Так Шаляпин впервые попал на профессиональную сцену. Всю свою жизнь Федор Иванович хранил самые теплые воспоминания о своем первом учителе, называя его своим единственным педагогом.
БИОГРАФИЯ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.
Публика по достоинству оценила партии Мельника из «Русалки» и Тонио из «Паяцев», которые в это время исполнял Шаляпин. Однако талант Шаляпина требовал иного масштаба, и в 1894 году, после года работы в тифлисском театре, он решает перебраться в Москву. Однако в Большой театр, вопреки ожиданиям певца, его не взяли, и с оперной труппой Петросьяна он переезжает в Петербург, где в 1895 году становится исполнителем Мариинского театра.
После года работы на вторых ролях Шаляпину доверяют главную партию Мельника в «Русалке», и эта работа подарила ему благосклонность публики и обрел широкую известность. Летом 1896 года его карьера оперного исполнителя снова переходит на новый уровень – его приглашают выступить в труппе известного миллионера и мецената Саввы Мамонтова, который как раз начал воплощать свой творческий замысел – создание чисто русского оперного театра. Мамонтов уговорил Шаляпина перейти из театра в его труппу, и именно здесь дарование Шаляпина получает возможность раскрыться в полную свою силу. Нужно сказать, что Мамонтову удалось собрать в своей труппе действительно талантливых и неравнодушных к общему делу людей – дирижировал оркестром Рахманинов, художниками были Коровин, Поленов, Врубель, Левитан, Серов, Васнецов, режиссером вместе с самим Мамонтовым — Лентовский; вместе с Шаляпиным на сцене пели Рожанский, Цветков, Ростовцев, Забела.
Именно здесь Шаляпин исполнил партии, сделавшие его по настоящему знаменитым и почитаемым оперным исполнителем. В сезоне 1896 – 1897 года он пел партию Сусанина в опере Глинки, Ивана Грозного в «Псковитянке», в 1897 – 1898 годах – партию Досифая в «Хованщине» и Варяжского гостя в «Садко», в следующем сезоне – Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарт и Сальери». Вершиной этого периода творческой биографии Шаляпина было исполнение партии Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Эта роль подняла его на пьедестал первого оперного певца Российской империи.
Этот период жизни Шаляпина был успешным не только в творческом, но и в личном плане – в 1896 году он женился на одной из артисток театра Мамонтова, танцовщице Иоле Тарнаги. У них было шестеро детей, один из них умер в 4-х летнем возрасте.
В 1899 году Шаляпин возвращается на государственную сцену, вызвав ликование многочисленных поклонников. Благодаря Шаляпину, Большой театр ввел в свой репертуар оперы, которые до сих пор считались недостойными императорского театра. Сейчас здесь наравне с классическими европейскими произведениями ставились «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Псковитянка» и другие оперы, главные партии в которых пел Шаляпин.
В этот период растет слава Шаляпина за границами Российской империи. В 1900 году он впервые исполняет партию Мефистофеля в итальянском оперном театре La Scala и это выступление становится шагом к обретению мировой известности. Отныне каждый год Шаляпин будет отправляться заграницу на гастроли, которые из коммерческих соображений, были безусловно более привлекательными, чем работа в государственном театре.
В 1907 году Шаляпин пел в Париже в рамках «Русских сезонов за границей», которые организовывал Дягилев. Можно говорить о том, что именно благодаря Шаляпину оперы русских композиторов, в особенности Мусоргского, стали достоянием мировой культуры и неотъемлемой частью классического репертуара европейских театров. Однако сам Шаляпин активно исполняет партии в произведениях европейских композиторов, многие из которые были написаны специально для него.
В это время в личной жизни Шаляпина происходят изменения. Он сближается с Марией Валентиновной Петцольд, и фактически заводит вторую семью. Официально свои отношения Федор Иванович и Мария Валентиновна оформили только в 1927 году. У них родилось трое дочерей – Марфа, Мария и Дасия.
С началом Первой мировой войны зарубежные гастроли Шаляпина прекращаются и до 1920 года он не выезжает из России, выступая в частных труппах Зимина и Аксарина, а с 1918 года – на сцене Мариинского театра и часто давая бесплатные концерты для раненных на полях сражений. Революцию 1918 года Шаляпин принял очень благожелательно, продолжал выступать, несмотря на разруху и всеобщий кризис. В том же 1918 году Совнарком постановил присвоить Федору Ивановичу Шаляпину звание народного артиста.
В 1920 году Шаляпин вновь стал ездить на гастроли в страны Европы, все реже и реже на короткое время возвращаясь в Россию. В 1922 году он в последний раз исполнил на сцене Мариинского театра партию Бориса Годунова и навсегда покинул Россию.
Он поселился в Париже, активно и успешно гастролировал в странах Европы и в Америке, пел в составе Русской труппы, организованной в Париже князем Церетели, а в 1932 году снялся в звуковом фильме «Дон Кихот», который стал заметным явлением в мире кино. Однако здоровье великого исполнителя пошатнулось, и в 1938 году Федор Иванович Шаляпин скончался от лейкемии на руках своей жены, Марии Валентиновны.

Смотрите все портреты здесь

 

 

 

 

 



© Биография Федора Ивановича Шаляпина.


 

 

г. Москва

т. 8-903-900-52-75

vseportrety@mail.ru

 

г. Санкт-Петербург

т. 8-903-930-54-70

vseportrety@mail.ru

 

г. Екатеринбург

т. 8-903-930-54-70

vseportrety@mail.ru

 

г. Новосибирск

т. (383) 263-52-75

vseportrety@mail.ru

 

 

-Казань

-Краснодар

-Красноярск

-Нижний Новгород

-Пермь

-Ростов-на-Дону

-Челябинск

т. 8-903-900-52-75

vseportrety@mail.ru